МЕТОДЫ РАБОТЫ:
- анкетирование;
- тестирование;
- наблюдение;
- опрос;
- беседа;
- рефлексия;
- убеждение;
- социальное проектирование;
- анализ документов;
- социометрия;
- метод «педагогического взрыва»;
- метод поощрения;
- метод убеждения;
- методика организации коллективной творческой деятельности;
- индивидуальная консультация;
- создание ситуации успеха в социально-значимой деятельности и др.;
- тренинги социальных навыков и модификации поведения;
- индивидуальная педагогическая поддержки.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ, СОСТОЯЩИМИ НА ВНУТРИШКОЛЬНОМ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОМ УЧЕТЕ
Классный руководитель совместно со специалистами образовательной организации, с участием сотрудников органов внутренних дел, составляет план индивидуальной профилактической работы с учащимся, который утверждается руководителем. Решение о постановке учащегося на внутришкольный учет, план индивидуальной профилактической работы доводятся до сведения родителей учащегося (законных представителей).
На учащегося, поставленного на внутришкольный учет, оформляется учетная карточка с указанием даты и основания постановки на учет. Заполнение карточки производится классным руководителем по мере проведения мероприятий согласно плану индивидуальной профилактической работы, но не реже одного раза в месяц. Все рекомендации, данные администрацией, социально — психологической службой образовательной организации, результаты индивидуальной профилактической работы должны, быть отражены в личной карте учащегося.
ЛИЧНАЯ КАРТА УЧАЩЕГОСЯ ВКЛЮЧАЕТ СЛЕДУЮЩИЕ РАЗДЕЛЫ:
- информационный (данные об учащемся, родителях (законных представителях), месте проживания);
- раздел, содержащий данные о социальном положении семьи;
- данные о состоянии здоровья;
- результативность обучения;
- план индивидуальной профилактической работы;
- мероприятия по реализации индивидуальной профилактической работы.
Доступ к данным личной карты носит локальный характер. Данные могут быть представлены для ознакомления администрации общеобразовательного учреждения, родителям (законным представителям) учащегося, являются открытыми для медицинского работника, психолога, другим должностным лицам в соответствии с законодательством.
Учащийся лично или вместе с родителями (законными представителями) в течение срока пребывания на внутришкольном учете приглашается на заседание педагогического совета, Совета профилактики общеобразовательного учреждения для контроля за реализацией плана индивидуально-профилактической работы.
В ОО ИМЕЕТСЯ НЕОБХОДИМАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ, ОТРАЖАЮЩАЯ СИСТЕМУ РАБОТЫ ШКОЛЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ:
- банк данных ОО об учащихся, состоящих на учете в школе, ПДН и КДН и семьях, находящихся в социально — опасном положении;
- социальный паспорт ОО и классов;
- акты обследования жилищно-бытовых условий опекаемых и учеников, находящихся в социально — опасном положении;
- справки о посещении семей;
- журнал индивидуальной работы с учениками и родителями;
- информация о занятости ребят, состоящих на школьном учете и в ПДН, во внеурочное время и каникулярное время.
СИСТЕМА РАБОТЫ ШКОЛЫ
ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ СРЕДИ УЧАЩИХСЯ И ОХРАНЕ ПРАВ ДЕТСТВА
Направление |
Деятельность администрации |
Деятельность педагогического коллектива |
Работа педагогов с детьми |
Работа с родителями |
Связь с социальными институтами |
1. Пропаганда здорового образа жизни |
Создание условий для безопасных условий деятельности всех участников УВП, отслеживание активных форм работы |
Организация совместной деятельности классных руководителей и учителей-предметников |
Привлечение к участию в массовых и спортивных мероприятиях |
Просвещение родителей о возрастных особенностях развития детей и профилактике вредных привычек |
Привлечение специалистов различных социальных институтов в работе с педагогами, детьми и родителями |
2. Досуговая
деятельность |
Координация деятельности кружков и секций в системе дополнительного образования МБОУ и за ее пределами |
Мероприятия по укреплению взаимосвязей разновозрастных коллективов и взаимоотношений в классе |
Создание условий для выявления и развития способностей детей. Включение в коллективные и малые формы работы |
Привлечение родителей к организации и проведению совместных мероприятий |
Организация свободного времени учащихся. Участие в мероприятиях разного уровня |
3. Общение и развитие |
Отслеживание личностного развития детей и профессионального роста педагогов |
Взаимодействие с психологом, коллегами, администрацией по решению возникших проблем. Проведение педагогических консилиумов |
Определение задач по развитию каждого учащегося |
Организация консультаций специалистов по желанию родителей |
Взаимодействие с районными и городскими службами и учреждениями культуры |
4.Профилактическая работа |
Проведение анализа по выявлению причин «попадания» детей в группу риска |
Создание системы мероприятий |
Проведение разъяснительной работы о правовых обязанностях и ответственности несовершеннолетних |
Организация лектория и индивидуальных консультаций |
Проведение совместных рейдов и отдельных мероприятий |
5. Научно-методическая работа |
Организация работы по повышению научно-практической подготовки педагогов |
Ознакомление с нормативно-правовыми документами и методиками |
Определение влияния воспитательных усилий на развитие личности ребенка |
Диагностика и мониторинг |
Организация семинаров и конференций |
6. Учетно-регистрационная деятельность |
Составление картотеки учащихся группы риска, и неблагополучных семей |
Своевременное выявление детей группы риска и неблагополучных семей |
Ведение дневников наблюдений и проведение мероприятий по защите прав ребенка |
Посещение детей на дому, выявление семей, находящихся в социально опасном положении |
Уточнение, учет и регистрация учащихся и семей различных социальных категорий |
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ, УПОТРЕБЛЕНИЯ ПАВ, ФОРМИРОВАНИЮ ЗАКОНОПОСЛУШНОГО ПОВЕДЕНИЯ СРЕДИУЧАЩИХСЯ
Основные направления |
Задачи |
Формы работы |
Документы |
1. Выявление, учет, изучение |
Выявление несовершеннолетних «группы риска».Выявление семей, находящихся в социально-опасном положении.Изучение семей и условий семейного воспитания, жилищно-бытовых условий.Изучение особенностей развития личности учащихся «группы риска». |
Уточнение списков детей микрорайона 5–15 лет. Индивидуальные беседы с учащимися, родителями.
Анкетирование.
Посещение семей.Работа с документами. |
Социальные паспорта классов.Социальный портрет школы. Списки учащихся и семей, поставленных на ВШК. Карты сопровождения учащихся, семей. Акты посещения семей учащихся. |
2. Контроль, коррекция, защита |
Осуществление ВШК за учащимися «группы риска» и семьями, находящимися в СОП.Оказание правовой, социальной, психоло - педагогической помощи учащимся, защита их законных прав и интересов.Организация взаимодействия с государственными внешкольными учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних. |
Индивидуальная работа с учащимися «группы риска» (по плану)Патронаж семей, находящихся в СОП (по плану).Совместная работа с ПДН, КДН и др. (по плану).Организация работы Совета профилактики правонарушений (по плану). |
Ведение карт сопровождения учащихся, семей, состоящих на ВШК.Составление и реализация плана совместной работы с ПДН и КДН.Составление и реализация плана работы Совета профилактики правонарушений.Ведение протоколов заседаний Совета профилактики правонарушений.Акты посещений семей учащихся, характеризующие материалы, представления и др. |